Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Русский язык и культура речи — новый вузовский предмет

03.12.2002

И. Г. Проскурякова

На современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой культуры становится одной из ключевых проблем. В связи с введением в технических вузах нового государственного стандарта языковая подготовка является неотъемлемой частью учебного процесса.

Понимая важность и трудность задачи, связанной с отсутствием учебных Программ, негуманитарные вузы Санкт-Петербурга объединились для решения научно-методических проблем. Коллектив из преподавателей 12 негуманитарных вузов Санкт-Петербурга уже в течение ряда лет работал над составлением Программы новой дисциплины. Настоящая Программа «Русский язык и культура речи» (СПб., 2001) разработана на основе нормативных документов Министерства образования России и, прежде всего, Государственного стандарта, который складывается из следующих положений: стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль; сферы его функционирования; жанровые разнообразия; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка в служебных документах; интернациональные свойства русской официально деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль конструктивно методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятность, информативность, выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Цель курса — повысить общую речевую культуру будущего специалиста, усовершенствовать владение нормами устной и письменной речи, сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения. Основные задачи курса сформулированы с учетом сложившейся специфики современного высшего негуманитарного образования:

— раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях (прежде всего в научной и официально деловой речи);

— дать общее представление о современном состоянии русского языка, о нормах русского языка на уровне произношения, морфологии, синтаксиса, словоупотребления, показать своеобразие современной речевой ситуации;

— расширить активный словарный запас студентов, раскрыть богатство русской лексики, фразеологии, познакомить с различными словарями и справочниками, отражающими взаимодействие языка и культуры;

— сформировать у студентов умение выступать публично, научить эффективному общению в разных коммуникативных ситуациях.

Программа прошла апробацию в вузах России.

Предлагаемая Программа отражает один из возможных концептуальных подходов к обучению студентов негуманитарных вузов культуре русской речи. Составители Программы допускают возможность интерпретации ее содержания, вычленения ее отдельных блоков с целью углубленного изучения с учетом количества учебных часов, с учетом специфики вузов, а также конкретных задач обучения.
 

И. Г. Проскурякова, профессор. Завкафедрой русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного горного института.
 

Текущий рейтинг: