Проверка слова:  

 

Мир русского слова

 

Программа курса «Из истории художественной культуры»

02.12.2002

М. Д. Зиновьева

РЕЦЕНЗИИ
 

НОВЫЙ КУРС ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ-ФИЛОЛОГОВ
 

Рецензия на Программу курса «Из истории русской художественной культуры»: Для иностранных учащихся-филологов / Под ред. Л. Н. Кашежевой.
М.: Диалог-МГУ, 2000.

 

Авторы:
Башлакова О. Н., Величко А. В., Горбачева И. И, Ершова Л. В., Зезекало И. В., Кашежева Л. Н., Короткова О. Н., Коробушкин И. В., Крюков Д. С., Кузьминова Е. А., Лилеева А. Г., Одинцова И. В., Полищук Е. В., Чагина О. В., Чуднов В. В.

Программа адресуется иностранным учащимся-филологам со знанием русского языка в объеме II сертификационного уровня общего владения русским языком.
 

Цель программы — познакомить иностранных учащихся с наиболее важными явлениями русской художественной культуры на разных этапах исторического развития и способствовать повышению их языковой и коммуникативной компетенции.
 

Программу можно приобрести: Москва, Воробьевы горы, МГУ, «Лавка филолога» (II гум. корпус)
 

Вопрос о преподавании русского языка иностранцам в тесной связи с материалами русской культуры занимает нашу методическую общественность в течение нескольких десятилетий. Начало этому плодотворному направлению обучения в России положили работы в области лингвострановедения лингвистов Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова

В области культурологического преподавания иностранным учащимся-филологам авторы данной программы, созданной на кафедре РКИ филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, оказались первыми. Поэтому их программа имеет много новаторских особенностей. Ее авторы включают в данную программу, помимо истории русской литературы, народную культуру, музыку, живопись, архитектуру, скульптуру, театр, балет, киноискусство, декоративно-прикладное искусство.

Отбор и манифестация частей, элементов культурной модели подчинены принципу историзма. Он реализуется в нескольких измерениях, а именно:

а) та или иная сфера художественной культуры подается в соответствии с хронологией, принятой в гуманитарных науках (Средневековье, XVIII век, XIX век, XX век);

б) составители характеризуют социально-историческое своеобразие развития России на каждом этапе. При этом большое внимание обращается на развитие религии как составляющей русской культуры;

в) история художественной культуры «вписывается» ими в этот определяющий фон, в это жизненное содержание. Проблема художественного видения человека обретает надежную историческую основу.

В основу программы, вслед за Д. С. Лихачевым, положен принцип взаимодействия различных сторон художественной культуры. Так, мир Древней Руси (X-XVII вв.), его бытие и история, послужил мощным стимулом для развития литературы и искусства XIX, XX вв. К легендарному прошлому обращались А. С. Пушкин в романтической поэме «Руслан и Людмила» (1826 г.), Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» (1896 г.) и т. д. Киевская Русь вдохновила и многих художников, скульпторов (А. И. Иванов, М. И. Антокольский, В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов, В. А. Фаворский и др.). Принцип связи времен проявился в отношении деятелей художественной культуры к эпохе и личности Ивана Грозного (ХVI в.), к периоду Смуты (XVII в.), к эпохе Петра I (XVIII в.). Он дал русской литературе и искусству множество высокохудожественных произведений, вдохновил творчество мастеров.

Следует приветствовать принцип дополнительного включения в программу нетрадиционного, но культурологически ценного материала: «История Библии в России», «Культурный быт дворянской усадьбы XIX века», «Русский романс в контексте национальной художественной культуры», «Русское купечество и меценатство», «Женщины-писательницы в России XIX века», «Тема Кавказа в русской литературе XIX веке», «Русские столицы Москва и Петербург как центры культуры», «Русские писатели — лауреаты Нобелевской премии», «Особенности традиционного русского быта в системе культуры», «Русский этикет», «Русские народные художественные промыслы», «Авторская песня как феномен русской культуры XX века», «Русский балет». Эти разделы придают программе очень весомое, живое звучание в социокультурном плане, в собственно культурном аспекте, в общественном ракурсе.

В целом программа «Из истории русской художественной культуры» (для иностранных учащихся-филологов) заслуживает самой высокой оценки как культурологический документ, дающий возможность филологам-иностранцам глубоко познать и прочувствовать творческий духовный потенциал России.
 

Текущий рейтинг: