Проверка слова:  

 

Филологические науки

 

Классическая филология и Интернет

19.02.2004

Словосочетание «Классическая филология и Интернет» еще не так давно казалось парадоксальным. Одна из самых традиционных дисциплин среди гуманитарных наук и самое современное средство коммуникации. Однако времена меняются стремительно, и сейчас при разговоре мы обмениваемся адресами электронной почты так же непринужденно, как в свое время — номерами телефонов.

Березникова Наталья Ивановна,
Карельский государственный педагогический университет

Рейтинг:

Гендерная поляризация русскоязычного звучащего дискурса

01.08.2003

Гендерная проблематика явилась для лингвистики последних десятилетий подлинным открытием, хотя для ряда языков (например, японского, корейского, чукотского и др.) разделение языка на мужской и женский варианты было обыденным явлением, незаметным, как воздух, которым дышит человек (конечно, до поры до времени незаметным). Европейские языковеды наперегонки бросились открывать в своих языках рудименты гендерной поляризации, и русский язык не стал в этой гонке исключением.

Киров Е. Ф. (Нижегородский госуниверситет)

Рейтинг:

О становлении грамматической науки в Китае

01.08.2003

Истоки китайской науки о языке восходят к концу I тысячелетия до н. э. На протяжении многих столетий в качестве основного объекта исследования в ней выступал иероглиф. Вот почему вплоть до ХХ века в китайском языкознании внимание исследователей было сосредоточено на изучении начертания, чтения и истолкования иероглифов. В центре китайской науки о языке, таким образом, находились графика, фонетика и лексикография, от которой шел путь и к этимологии. Китайская грамматика, как ни странно, — весьма молодая наука. Она сложилась лишь в ХХ веке.

В. П. Даниленко

Рейтинг:

Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции В. Гумбольдта

14.07.2003

В отличие от Фердинанда де Соссюра (1857—1913), который в своей синхронической лингвистике будет стремиться к абстрагированию от деятельностной природы языка, Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835) видел в этой природе его сущность.

В. П. Даниленко

Рейтинг:

Два отношения к В. Гумбольдту: Г. Штайнталь и А. А. Потебня

07.05.2003

ХХ век дал миру три бесспорных лингвистических гения — Фердинанда де Соссюра, Вилема Матезиуса и Лео Вайсгербера, но Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) и до сих пор остается самой яркой звездой на лингвистическом небосклоне. У него было много восторженных поклонников. Но они не были объединены в научную школу. Вот почему о гумбольдтианстве как единой научной школе говорить не приходится. В конце XIX века Георг фон Габеленц писал: «Почитать, восхвалять Гумбольдта станет всякий, читавший его труды; иные восхваляют и без того; идти же по его стопам будут всегда лишь немногие, но школа по типу Боппа или Гримма, пожалуй, никогда вокруг него не сплотится. В его отношении, как и в отношении Потта, справедливо, что универсальность и гениальность невозможно вырастить под указку ментора»

В. П. Даниленко

Рейтинг:

Словарь и книга по этногенезу славян

16.12.2002

Книга О. Н. Трубачева «Этногенез и культура древнейших славян» (2-е расширенное издание, М., 2002), которую автор готовил к Съезду славистов в Любляне, разошлась полностью еще в сентябре. А теперь взгляните на тираж 2-го издания «Этногенеза...» — 670 экземпляров! Их уже сейчас нет в Москве, и это одна из нелепостей нашего времени. А впереди — Съезд славистов, презентация книги на новом составе Историко-филологического отделения, на секции языка и литературы в издательстве «Наука», в Союзе писателей...

Г. Александрова

Рейтинг:

Графика русского языка до и после Кирилла (к вопросу о происхождении буквенного письма)

29.10.2002

Различие между такими феноменами языка, как буква и звук, очень трудно давалось не только простым грамотным людям, но и профессиональным лингвистам. Самая первая буква, или протобуква, соответствовала звуку? А может быть, слово звучащее и написанное не соответствуют друг другу уже в момент возникновения письменности? Ответы на эти вопросы предложены в этой статье.

Е. Ф. Киров

Рейтинг:

Черная роза и драдедамовый платок (об эпитете)

18.04.2002

Что такое эпитет? Как разграничить понятия эпитета и логического определения, ведь серый волк отличается от серой лошади? Что символизирует черная роза и что выразил Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» словосочетанием драдедамовый платок? В статье Л. В. Чернец рассматриваются: история эпитета, функции и значения эпитета в художественном произведении.

Л. В. Чернец

Рейтинг:

«Ночевала тучка золотая...» (о метафоре)

21.03.2002

Статья Л. В. Чернец «Ночевала тучка золотая...» посвящена одному из важнейших средств образного мышления и художественной выразительности – метафоре. Подробная классификация видов метафоры, доходчивые примеры из известных литературных произведений помогут школьнику и студенту в изучении этого художественного приема.

Л. В. Чернец

Рейтинг:

Предисловие к сборнику «Машинный перевод и прикладная лингвистика» (1964. Вып. 8)

04.01.2002

В предисловии А. К. Жолковского – одного из авторов сборника – излагаются идеи, сложившиеся в ходе работы Лаборатории МП над описанием смысла слов и первые результаты работы над семантическим словарем. Авторы сборника исходят из мнения, что владение смыслом слов проявляется у говорящего в способности по-разному выразить одну и ту же мысль, а у слушающего – в понимании смыслового тождества или сходства внешне различных высказываний.

А. К. Жолковский

Рейтинг:

Из истории кириллицы

08.11.2001

Изобретение нового алфавита – чрезвычайно важное событие для любой национальной культуры. Доктор филологических наук, профессор Е. М. Верещагин представляет свой взгляд на обстоятельства, при которых равноапостольные Кирилл и Мефодий создали для славян первую упорядоченную азбуку. В статье рассматриваются также графические и фонетико-лингвистические принципы создания этой азбуки.

Е.М.Верещагин

Рейтинг:

Образованный ученый. Часть 2

25.10.2001

Как ученому-лингвисту добиться понимания проблемы со стороны читателя, как разобраться в сложном, изменяющемся мире идей, как избежать ошибок в своей работе? Об этом и о многом другом читайте в статье академика РАН, доктора филологических наук О. Н. Трубачева.

О. Н. Трубачев

Рейтинг:

Образованный ученый. Часть I

24.10.2001

Может ли ученый быть необразованным? В последнее время развитие науки подвергается все большей специализации. Между тем, чрезмерная специализация грозит ученому разрывом связей с общечеловеческой культурой, из которой возникла и с которой тесно связана современная наука.

О. Н. Трубачев

Рейтинг:

Беседы о методологии научного труда. Часть 2

04.10.2001

Крупный ученый-лингвист, академик РАН Олег Николаевич Трубачев делится своими размышлениями о том, какие качества следует развивать в себе будущим ученым.

О. Н. Трубачев

Рейтинг:

Беседы о методологии научного труда. Часть 1

01.10.2001

Автор размышляет о становлении молодого ученого, о творческом научном процессе, о культуре филологического труда, о выборе темы и о многом другом… «Когда подумаешь о растущем потоке информации, растущей сложности современной науки и современной жизни с ее стрессами, дистрессами и самообслуживанием, то понимаешь, как нужны сильные руки и мощная шея каждому настоящему соискателю звания "Образованный ученый"».

О. Н. Трубачев

Рейтинг: