Проверка слова:  

 

Мнения

 

Национальный язык и национальная идея

02.02.2001

В. С. Елистратов

В последние годы в России идет интенсивный поиск национальной идеи. Количество предлагаемых вариантов огромно – от "вливания" в Европу и Евразийства до пития водки или пива. При всем обилии идей – ни одна не становится пока доминирующей. В чем здесь дело? Прежде всего не в самих идеях (большинство из которых очень интересны), а в форме их выражения. Национальная идея – это национальный текст, понятный всем. Вернее, корпус текстов (Конституция, гимн и др.).

Поиск национальной идеи – это проблема в первую очередь лингвистическая.

Для того чтобы идея стала общенациональной, нужно, чтобы она и выражена была "национально доступно", то есть необходимо то, что специалисты называют лингвистической конвенцией, иначе говоря, – языковым договором. То есть: надо, чтобы все понимали, о чем идет речь. И понимали одинаково. Главное – это адекватное понимание слушающим говорящего. Совершенно очевидно, что в нынешней языковой ситуации подобный языковой договор невозможен. Подчеркнем – пока.

После финансового кризиса нами был проведен эксперимент со студентами-первокурсниками МГУ, Международного университета и др. Им предлагалось в письменной форме дать краткое толкование слова "дефолт". Примерно из 90 учащихся только 12 дали толкование, близкое к истинному. Остальные понимали "дефолт" совершенно иначе. Например, "правительственный кризис", "инфляцию", "повышение цен", "экономический спад", "перевод денег за рубеж" и т. п. Даже – "революционная ситуация". Слово "дефолт" было зафиксировано в студенческой речи как жаргонизм в общем значении "очень плохо". Например: "Зачет не сдал – полный дефолт!". Здесь мы имеем дело с полным отсутствием лингвистической конвенции, а значит – и коммуникации, общения.

Лингвистическая конвенция может быть достигнута только если в языковом сознании людей будет существовать некая "критическая масса". Период конца 80-х начала и середины 90-х гг. – это период массового "разнормирования" языкового сознания, поскольку норма у многих ассоциировалась с принуждением, цензурой, идеологизированностью и т. п. Конец 90-х гг. – это начало возвращения к авторитету нормы. В период "разнормирования" люди стремились к игре с периферией лексических значений, к разрушению всех устойчивых структур. Например, типичный рефлекс – это массовое "переделывание" пословиц, поговорок ("лучше синица в руке, чем утка под кроватью", "в лесу раздавался кларнет тракториста", "стучать себя пяткой в грудь" и т. п.; объем подобного вторичного фольклора колоссален). Сейчас наблюдается обратная тенденция – возвращение к ядру значений, "кристаллизация" структур.

Лингвисты четко различают понятия "язык" и "речь". Язык – это структура, система, "дух", то, что существует помимо нас, носителей. Люди могут перестать говорить на языке и не говорить на нем много веков. Но если система зафиксирована в грамматиках и словарях, язык можно реанимировать. Евреи заговорили на иврите после долгого забвения живой речи. Но система дождалась своего часа и ожила. Речь же – это реализация системы. У каждого из нас своя речь.

Что же такое норма? Норма – это компромисс (конвенция) между языком и речью, те рамки, которые, во-первых, позволяют речи не противоречить языку и, во-вторых, соответственно, – дают людям возможность понимать друг друга. Норма – это не только и не столько учебники и словари, сколько самоцензура с целью адекватного понимания вами окружающих.

В период разнормирования каждый из нас культивировал свою речь, не соотнося ее с языком. Речь ушла далеко "в сторону", и мы перестали понимать друг друга. Произошло "мини-вавилонское столпотворение речей". Теперь происходит медленное, но верное возвращение наших "речей" в лоно языка, то есть мы снова пытаемся как бы нормировать себя.

В данной ситуации Россия еще не готова к окончательной выработке национальных текстов, но находится на пути к достижению этой цели. Самое опасное в нынешней ситуации – это опередить события, т. е. заявить идею и сформулировать ее неадекватно и несвоевременно. Не бывает "правильных" национальных идей, бывают идеи своевременные и понятные. "Дорого яичко к Христову дню".

Текущий рейтинг: